Фон

Интервью с Директором по обучению Юлией Ростуновой

— Насколько мне известно, ваша методика берет свое начало в специальных образовательных программах, направленных на быстрое овладение иностранным языком. Кто является автором методики? Как она развивалась и совершенствовалась?

— Историческая и идейная составляющая восходят к методу болгарского ученого Лозанова. На основе этого метода в нашей стране были разработаны метод Китайгородской и метод Шехтера. В конце 20 века группа ученых под руководством доктора педагогических наук В. В. Петрусинского (лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ), используя методику доктора Лозанова, создала авторскую обучающую программу, суть которой сводится к работе с большими объемами информации и задействовании всех видов памяти (слуховой, зрительной, моторной). В нашем тренинге метод Петрусинского воплощен в компьютерную программу, с которой обучающиеся работают на восмидневных тренингах около трех часов в день.

— Метод обучения «Свободы Слова» основывается на резком погружении человека в иную языковую среду. Но это может послужить причиной сильнейшего стресса — у человека может пропасть какая-либо способность воспринимать материал. Как Вы амортизируете такое негативное явление? Любому ли человеку подходит такой метод?

— Действительно, человек, погружаясь в максимально насыщенную информационную среду, испытывает стресс, зная это сценарий тренинга простроен так что бы человек чувствовал себя максимально комфортно, занятия подобранны с учетом специфики работы малых социальных групп (это из области психологии). Преподаватели, работая с группой, знают о психологических особенностях реакций человека, попавшего на погружение. Поэтому на тренингах мы сталкиваемся с управляемым стрессом.

— Ваша программа предполагает четыре ступени знания языка. Как происходит градирование человека по ним? Каков минимальный уровень знаний для вхождения в программу?

— Человек оценивается по международной системе оценки владения языком ступень 1 – beginner, ступень 2 – elementary, ступень 3 – pre-intrmediate, ступень 4 – intermediate. Человек, не обладающий никакими начальными знаниями (beginner), может принимать участие в программе. Оценка уровня осуществляется на основании тестирования, которое разработано нашей компанией и достаточно точно позволяет определить реальный уровень владения языком.

— Одним из самых серьезных факторов, сдерживающих общение на иностранном языке, является «языковой барьер». Дает ли Ваша школа определение этому понятию? Какие существуют методики его преодоления?

— Языковой барьер – это психологическая проблема, не зависящая от уровня языка, которая в проявляется в коммуникативной зажатости, ведущий к низкой эффективности разговора и отсутствию позитивных эмоций от общения. Для преодоления языкового барьера существует только одна методика – говорить, говорить, говорить. До тех пор. пока это не станет привычным делом.

 Одна из самых долгих программ проекта «Свобода Слова» укладывается в 8 дней. Однако Вы заявляете, что эффект сопоставим с полным курсом разговорного иняза. За счет чего удается уложить весь материал в такие короткие сроки? Не станет ли программа всего лишь временным фактором улучшения знаний? Как происходит закрепление знаний?

— Невозможно ответить на вопрос, который неверно сформулирован. «Полного курса разговорного иняза» не существует в природе. 8-дневный тренинг включает 128 академических часов занятий, что при занятиях два раза в неделю по полтора часа растянулось бы на год, и повышение уровня языка за 8-дневный тренинг от половины до целой ступени. Любая программа – это временный фактор улучшения знаний (если человек после института год не работал по специальности, его знания тоже становятся пассивом). Тренинг дает колоссальный прорыв, но если приобретенные знания, умения и навыки не используются регулярно, то, естественно, результат постепенно сходит на нет. В цифрах: максимальный результат тренинга приходит в течении первого месяца после тренинга, от 2 до 4 месяцев результат сохраняется неизменным, через полгода начинается угасание.

— Ваши программы рассчитаны и на корпоративных клиентов в том числе. Какой процент от всего потока они составляют? Какие особенности предполагает корпоративное обучение?

— 50% - корпоративные. Для меня как для ведущего тренера проекта не существует разницы между корпоративным клиентом и физическим лицом, ни по уровню мотивации, ни по потребностям.

— Воплощение любой, даже самой уникальной программы, невозможно без квалифицированного персонала. В области преподавания иностранного языка еще предпочтительнее иметь в своих рядах сотрудников — носителей языка. Привлекаете ли Вы иностранных сотрудников? Как формируется персонал «Свободы Слова»?

— Носители языка – это бренд, который подобно любому стереотипу прочно укоренился в сознании россиян. В носителях нет ничего плохого, но есть определенные нюансы. Носители актуальны от уровня intermediate, большая часть из них, к сожалению, не является преподавателями, то есть, умея говорить сами, они не умеют учить языку. Отбирая преподавателей, мы, прежде всего, ориентируемся на уровень языка (он должен быть неотличим от носителя по знаниям и произношению), а также на умение человека учить, объяснять быстро и доходчиво. В нашей компании мы постоянно проводим внутренние тренинги, повышающие уровень компетенции преподавателей. Наши преподаватели являются, прежде всего, тренерами, то есть людьми, которые учат практическим навыкам и умеют работать с группой.

— Ваши программы не нацелены на прохождение определенных тестов или экзаменов в конце обучения, так Вы заявляете на своем сайте. Но ведь необходима метрика, способная зафиксировать итоги работы. Каким образом измеряются достигнутые результаты?

— В первый и последний день восьмидневного тренинга студенты пишут тестирование, которое позволяет наглядно измерить полученный результат.

— Нынешний российский рынок образования, а точнее, преподавания иностранного языка, не испытывает нехватки в учреждениях: глобальные сетевые компании уже давно обзавелись в РФ филиалами и представительствами. Что позволяет проекту «Свобода Слова» достойно конкурировать с ними? Чем отличаются методики обучения?

— Мы – единственная компания, которая обучает языку в формате тренинга, используя метод погружения.


  Проблема

 

Возможная причина

 

Что можно предпринять

 

Почему подходит именно этот тренинг

Стесняюсь говорить  

Отсутствует практика, языковой барьер 8-дневный курс разговорного английского VICTORY Тренинг позволяет за короткий срок изучить большой объем информации, расширить словарный запас, попрактиковаться в использовании новых слов, выражений и правил, преодолеть языковой барьер, научиться решать коммуникативные задачи на английском языке


Мал словарный запас 
Отсутствует практика общения и чтения на английском   
8-дневный интенсивный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный курс интесивного английского по вечерам PROGRESS Компьютерная программа дает возможность наполнить пассивные знания студента, занятия в аудитории помогают активизировать необходимые знания. На тренинге развивается навык выражения мысли имеющимися средствами (небольшой словарный запас), а также умение понимать собеседника, уточнять, что собеседник сказал

По работе нужно вести деловую переписку на английском, но не получается 
Отсутствует практика общения, письма и чтения на английском    8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS
Тренинги практически не практикуют навыки чтения и письма - только минимально, когда студенты читают в папке задания или новые слова. С письмом все так же - только во времени грамматических заданий студенты пишут перевод с русского на английский. практика общения на тренинге нарабатывается и является одной их ключевых целей тренинга (если не самой ключевой) - у студентов есть возможность практиковать общение на разнообразные темы с разными партнерами (по количеству человек в группе). такая смена партнеров не дает возможности адаптироваться к какому-то одному варианту произношения (как при индивидуальных занятиях), а также к темам, которые обсуждаются, так как происходит постоянное чередование тем (и за счет программы, и за счет работы тренера, и за счет того, что у разных партнеров находятся разные темы для разговора во время свободного общения)

Нужно общаться с на работе по-английски     

Отсутствует практика общения и чтения на английском 
8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS, 5-дневный тренинг бизнес-английского
Для низких уровней тренинги дают возможность существенно сократить скорость обучения. Прописанная программа не дает студентам и преподавателям "сбиваться с пути", долго останавливаться на какой-либо, иногда второстепенной, теме. Это же может вызывать и негатив (см в сложностях), однако, для быстрого достижения результата такой подход отлично работает (правда, можно столкнуться с тем, что мы получим студента, который говорит хорошо, но без грамматики, то есть, индивидуальные занятия нужны для того, чтобы вычищать ошибки). Тренинги дают возможность практиковать новые знания на ситуациях, приближенных к реальным с разными участниками, что является хорошей подготовкой перед выходом на работу, где требуется часто использовать английский. 5-дневный тренинг дает много бизнес лексики и полезных клише, а также помогает развивать коммуникативные навыки, необходимые в современной бизнес среде